Сведения об ОО  

   
Расширения Joomla 3

«ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ»

    Ежегодно интенсивность транспорта на дорогах России возрастает, в связи с чем увеличивается и количество дорожно-транспортных происшествий. Особое волнение вызывает дети, пострадавшие в этих происшествиях. Поэтому особую роль в предупреждении травматизма на дорогах играет знакомство дошкольников с правилами дорожного движения. Педагогами нашего детского сада проводится большая работа в этом направлении.

     Правила дорожного движения одни - для детей и взрослых, они написаны «взрослыми» на их языке, без всякого расчет на детей. Известно, что привычки, закрепленные в детстве, остаются на всю жизнь. Из-за этого, с самого раннего возраста мы учим детей правилам дорожного движения. В этом принимают участие наши родители, все специалисты и воспитатели.

     Воспитание у дошкольников безопасного поведения на дорогах мы осуществляем несколькими путями. В основном – через непосредственное восприятие окружающего мира, в процессе которого дети активно знакомятся с различными дорожными ситуациями, воспринимают и называют предметы, действия людей, явления, их взаимоотношения между собой, анализируют эти отношения и делают выводы.

     Ещё один путь – познание действительности через рассказы родителей, воспитателей, через занятия, чтение художественной литературы, просмотры телевизионных передач и видеофильмов, а также через подвижные игры, которые так хорошо воспринимают дети.

     На сегодняшний день, детский сад старается обеспечить своим воспитанникам качественное, универсальное образование, обеспечить высокий уровень общей культуры, в том числе и культуры на дороге, что играет не маловажную роль. Соблюдение правил безопасности жизни должно стать осознанной необходимостью.

     Итак, главная задача воспитателей - доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл опасности несоблюдения правил, при  этом не исказить их содержание. Детей необходимо обучать не только правилам дорожного движения, но и безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте.

     В нашем детском саду проводится важная работа по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения. Сотрудники доносят информацию до детей через беседы, наблюдения, обсуждения ситуаций, заучивание стихов, чтение художественных текстов настольные дидактические игры. Что бы заинтересовать детей как можно больше, изготавливаются атрибуты для сюжетно-ролевых игр по ПДД (пешеходные переходы на площадках, руль для имитации водителя за рулём, фуражка сотрудника ГАИ и т.д.), дидактические пособия. Для обучения основ безопасности дорожного движения в группах поддерживается развивающая среда: макеты улиц города, дорожные знаки, наборы транспорта, светофоры, соответствующие сюжетно-ролевые игры.

    Уделяется внимание работе с родителями воспитанников.

    Проводятся собрание на тему: «Я и мой ребенок на дороге». Оно помогает узнать отношение родителей к правилам дорожного движения. Благодаря такой беседе, родители лучше понимают необходимость изучения правил дорожного движения не только в детском саду, но и дома. В ходе беседы выясняется, что родители не всегда переходят проезжую часть по пешеходному переходу, руководствуясь зеленым  сигналом светофора, мало кто из родителей объясняют детям  значение дорожных знаков.  

     Педагогам обязательно знать правила дорожного движения для пешеходов и требования, предъявляемые к передвижению с группой детей по улицам, дорогам и в транспорте.

     С группой детей можно ходить только по тротуару или левой обочине, не более чем на два ряда, в сопровождении трех взрослых. Желательно, чтобы в руках у детей не было никаких предметов.

     Переходить улицу разрешается только в местах, где имеются линии или указатели, или на перекрестках по линии продолжения тротуаров. В это же время воспитатель, дойдя до середины проезжей дороги, поднятым красным флажком предупреждает водителей транспорта о колонне детей, переходящих улицу, до тех пор, пока дети не пройдут.

     Педагоги должны помнить, что в процессе обучения детей правилам дорожного движения нельзя ограничиваться лишь словесными объяснениями. В дошкольном возрасте дети плохо воспринимают устную информацию, не запоминают её на долго, поэтому главное это – практические формы обучения: экскурсии, наблюдения, целевые прогулки, во врем которых дети изучают на практике правила для пешеходов, наблюдают дорожное движение, вспоминают ранее полученные знания.

     Движение транспорта и пешеходов на улицах и дорогах – для детей слишком сложное явление чтобы ориентироваться в нем самостоятельно. Поэтому особое внимание уделяется организации экскурсий и наблюдений. Детей нужно размещать в безопасном месте, где группа не мешала бы движению и могла наблюдать нужные на данной экскурсии объекты.

      Работа по ознакомлению с правилами дорожного движения строится на комплексном подходе. Воспитатели проводят с детьми тематические занятия в группах, закрепляя полученные знания в разных видах деятельности. Так, для каждой возрастной группы необходимо составить перечень занятий, в который входят ознакомление с окружающим, развитие речи, изобразительная деятельность , конструирование.

       Задачи работы по ознакомлению с ПДД в разных возрастных группах

младшая группа (3-4 года)

     С детьми 3-4 лет воспитатель продолжает работу по расширению представлений об окружающем, формированию ориентировки в пространстве, учит понимать и употреблять понятия «здесь», «там», «вверх», «близко», «далеко». Он организует и постоянно направляет познавательную деятельность детей на предметы, явления и события, которые не только способствуют  развитию представлений об окружающем, но и дают первоначальные элементарные знания правил дорожного движения.

     Детей знакомят с дорогой, улицей, тротуаром, некоторыми видами транспорта. Они узнают, что люди ездят на разном транспорте, в легковых автомобилях, автобусах , троллейбусах. Грузы возят на грузовых машинах. Автомобилем управляет шофер. Он осторожно ведет машину. Большое внимание уделяется развитию ориентировки детей в пространстве на музыкальных и физкультурных занятиях. Воспитатель  подбирает яркие иллюстрации   различных видов транспорта, объясняет их назначение, рассказывает о разных частях автомобиля. Большое место в ознакомлении детей  4-го жизни с некоторыми правилами дорожного  движения отводится прогулкам. Дети наблюдают за движением транспорта и пешеходов, узнают, что пешеходы идут по тротуару, машины едут по дороге, учатся узнавать известные им по рисункам автомобили и их детали, устанавливать простейшие причинно-следственные связи в окружающем.

Средняя группа.

     С детьми 4-5 лет воспитатель продолжать работу по развитию ориентировки в окружающем. Более широкой становится программа целевых прогулок.

      Воспитатель должен познакомить детей с трудом водителей некоторых видов транспорта. С целью обогащения опыта детей, закрепления их представлений транспорта на целевых прогулках проводятся наблюдения. Дети уточняют особенности передвижения, определяют сходство и отличие троллейбуса, трамвая, автобуса, машины. Детей знакомят с конкретными правилами дорожного движения, рассказывают им о назначении желтого сигнала светофора, объясняют правила поведения пешеходов : ходить по улице спокойным шагом, придерживаясь правой стороны тротуара; переходить дорогу только по переходу , при зеленом свете светофора. Воспитатель знакомит детей со словами «проезжая часть», «одностороннее и двустороннее движение», «пешеход», «наземный (подземный) переход».

Старшая группа.

     В предшествующих группах дети знакомились с некоторыми правилами дорожного движения, в старшей группе представления детей уточняются и дополняются.

На экскурсиях, целевых прогулках закрепляется представление детей о проезжей части, осевой линии. Их знакомят с перекрестком, дорожными знаками («Пешеходный переход», «Перекресток», «Пункт питания» , «Телефон», «Место стоянки», «Пункт медицинской помои») Дают более полные знания о правилах для пешеходов и пассажиров:

- пешеходам разрешается ходить только по тротуару;

- идти следует по правой стороне тротуара;

- пешеходы переходят дорогу шагом в местах, где имеются пешеходная дорожка и указатели перехода;

- при двустороннем движении смотрят вначале влево, а дойдя до середины –направо;

- пассажиры ожидают транспорт на специальной остановке;

- пассажиры с детьми могут входить в транспорт с передней площадки;

- в транспорте каждый должен вести себя спокойно, чтобы не мешать остальными пассажирам.

Подготовительная группа.

    Работу с детьми 6-7 лет по ознакомлению с правилами дорожного движения организовывается так, чтобы знания, полученные на занятиях, экскурсиях и прогулках, стали прочными и могли быть с успехом применены будущими школьниками. Первокласснику приходится порой самостоятельно переходить улицу. К этому его надо подготавливать.

      Прежде всего, в подготовительной к школе группе необходимо закреплять, расширять и углублять представления о правилах дорожного движения, полученные в других группах.

Для этой цели с детьми 6-7 лет проводят наблюдения за движением транспорта, работой водителя, сигнализацией светофора. Расширять знания детей о работе сотрудников ГБДД, контролирующих движение на улице.             

     Продолжается знакомство с назначением дорожных знаков и их начертанием. Детей подготовительной к школе группы знакомят с новыми для них правилами пешеходов и пассажиров:

- переходить улицу на перекрестках (где нет указателей);

- в местах, где есть пешеходные тоннели или мосты, пешеходы должны пользоваться только ими,

- прежде чем переходить дорогу, пешеход должен убедиться в полной безопасности . Запрещается пересекать путь приближающемуся транспорту;

- там, где движение регулируется, выходить на проезжую часть для перехода дороги можно только, при зеленом сигнале светофора, светового указателя или при разрешающем жесте регулировщика,

- пешеходы должны быть внимательны к окружающим, взаимовежливыми;

- ожидать автобус, троллейбус, такси разрешается лишь на посадочных площадках, а там, где их нет, - на тротуаре (обочине дороги).

     Педагогами не раз обсуждались вопросы: как уберечь ребёнка от опасностей в этом сложном мире? Как избежать тяжёлых последствий? Ответы на эти вопросы есть. К ним относятся:

- не заучивать с детьми правила дорожного движения, а обучать их правилам безопасного поведения на улицах;

- чаще использовать наблюдения в реальной обстановке.

- пример взрослых – один из основных факторов успешного воспитания у детей навыков безопасного поведения на дороге.

       Попытка организовать на практике совместную деятельность воспитателей и дошкольников, изучив основные правила движения, воспитание у них привычек поведения пешеходов на дороге, была успешной и важной как для детей, так и воспитателей, которые заинтересованы в безопасности жизнедеятельности детей.

     Можно утверждать, что такая система работы по обучению детей правилам дорожного движения дает, однозначно, положительные результаты, самое главное, то, что эта тема позволяет заинтересовать родителей и детей данной проблемой. Направление работы должно всегда находиться в поле постоянного внимания педагогов, родителей,  а значит, необходим дальнейший поиск и совершенствование в организации работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма.

 

   

Ваши дети, наша забота

   

Воспитательный процесс – процесс постоянно длящийся, и отдельные детали его разрешаются в общем тоне семьи, а общий тон нельзя придумать и искусственно поддерживать. Общий тон, дорогие родители, создается вашей собственной жизнью и вашим собственным поведением. – Антон Макаренко